Горлов Николай Николаевич

(1917 – 1987)

биография художник Горлов Николай Николаевич
102. Тихая заводь
1959г. Холст, масло
Размер: 72х95см

Родился 19 января 1917 года в Омске. Он рано остался круглым сиротой и после непродолжительной жизни в семье дяди попал в местный детский дом. В 1932 году Н. Горлов бежал из Омской колонии для беспризорников и приехал на Казанский вокзал в Москву. Через некоторое время он попал в Люберецкую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, которая располагалась в стенах Николо-Угрешского монастыря. Первые серьёзные уроки живописи Горлов получил именно в коммуне в изостудии ученика Ильи Ефимовича Репина – Аникиты Петровича Хотулёва (1871-1941). Было это уже в 1934 году. В апреле 1936 года в Москве в Театре народного творчества (ныне Театр сатиры) в рамках 10-дневного фестиваля трудовых коммун была развернута большая выставка картин и рисунков художников трудовых коммун. На этой выставке Николай Николаевич Горлов представил 29 работ маслом, карандашом, углем, пером, акварелью. Среди них: «Музыкальная фабрика», эскизы к картине «Не дадим погибнуть». Были представлены пейзажи, портреты, натюрморты. К сожалению, многие работы студийцев погибли в начале Великой Отечественной войны во время бомбардировок фашистской авиации. Николай Горлов выделялся среди однокашников необычайной художественной зрелостью, которая позволяет предположить, что он занимался живописью еще до прибытия в коммуну, находясь в колонии Наташино.
Студийцам очень хотелось пригласить к себе профессиональных художников в качестве шефов, с тем, чтобы продолжить художественное образование. Летом 1936 года Н. Горлов с двумя товарищами, В. Сорокиным (ныне – известный художник) и И. Политовым (впоследствии погибшим во время Великой Отечественной войны) приехали в Москву к Б.В. Иогансону и, уже через неделю, Б.В. Иогансон и Г.М. Шегаль приехали в трудкоммуну № 2. В том же году, когда директор Художественного института им. Сурикова И.Э. Грабарь ознакомился с творчеством Н. Горлова и его товарищей, он зачислил всех троих без экзаменов сразу на второй курс института. Грабарь очень ценил Горлова как талантливого студента. Первыми педагогами Николая Горлова в институте были Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, М.Ф. Шемякин.

В 1942 году Суриковский институт был эвакуирован в Самарканд. В это время Н. Горлов под руководством И.Э. Грабаря работал над своей дипломной картиной «Штурм Зимнего дворца». В мае 1943 года эта картина была выставлена в ГМИИ им. Пушкина. И хотя Грабарь подверг эту картину достаточно суровой критике, он называл Н. Горлова «незаурядным явлением». В 1943 году, Николай Николаевич Горлов был принят в члены Союза художников.
С Б.В. Иогансоном Н. Горлов встречался и на летней практике в Козах, в Крыму и в Абрамцево, на даче Иогансона. Борис Владимирович Иогансон познакомил Н. Горлова с творчеством Константина Коровина, учеником которого он был в свое время, раскрыл ему немало творческих приемов своего учителя. Н. Горлов настолько был впечатлен этим, что, впоследствии, когда у него 5 марта 1945 года родился сын, он назвал его в честь Коровина – Константином.

В декабре 1979 года на выставке объединения 12-ти московских живописцев в Москве на Кузнецком Мосту, Николай Николаевич Горлов выставил 23 работы. Среди них: крымский пейзаж «Гурзуф» (1975); женские портреты «Мать» (1957), «Вика» (1958) и «Таня» (1968); тонкий весенний пейзаж «Весна. Саввинская слобода» (1968); великолепный зимний пейзаж «Таруса. Иней» (1973); очень красивая работа «Крым. Интерьер» (1975); осенние пейзажи - «Московский кремль. Осень» (1968) и «Московская Консерватория. Осень» (1973).

Н. Горлов не пользовался расположением руководителей Союза художников СССР и чиновников Министерства культуры СССР и не стремился его завоевать. Он не получил почетного звания «Заслуженный художник России». Его работы не издавались в альбомах, о них не написано ни одной монографии. Ему ни разу не предоставили возможность выехать в творческую командировку для знакомства с шедеврами мирового искусства в ведущих музеях мира – возможность, которую имели большинство его коллег. Николай Николаевич Горлов был живописцем от Бога. Он писал только с натуры. В его работах много света, они очень экспрессивны. Он видел натуру цельно, и свое видение умело воплощал на холсте. Николай Николаевич создал много тематических полотен, портретов, натюрмортов и особенно много пейзажей.

В творчестве Горлова отчетливо прослеживаются три периода: первый (студенческие годы) — работы очень тонкие по живописи; работы второго периода передают плотное, цельное состояние среды; а в работах третьего периода много света и экспрессии. Очень любил писать солнечные мотивы. Как говорил Николай Николаевич, самое важное — передать первое впечатление от натуры.

Пейзажи Николая Горлова, независимо от того, что на них изображено – природа или архитектурные ансамбли Москвы - всегда разработаны в сложных цветовых соотношениях, в их тонких градациях. Точные колористические акценты придают его картинам неизъяснимое очарование. В течение своего творческого пути живописец освоил несколько творческих направлений изобразительного искусства: он работал и в академической манере, и в манере импрессионизма, и весьма удачно пытался сочетать их с модернистскими приемами второй половины XX века.

Горловский натюрморт блистает необычайным совершенством композиции, рисунка, цвета, ритма линий и цветовых пятен. Виртуозная, излучающая гармонию живопись имеет глубокие национальные корни и перекликается с творчеством классиков – К. Коровина, В. Серова, И. Репина, А. Герасимова.

Умер Николай Николаевич Горлов в Москве 23 сентября 1987 года.
Н. Горлов оставил, по разным оценкам от 900 до 1500 картин, многие из которых до сих пор неизвестны рядовым ценителям искусства.

По натуре Николай Николаевич был оптимистом, любил все красивое, музыку, поэзию. Был очень скромным, уважал своих друзей и искренне радовался их успехам. Он любил дарить свои произведения народным картинным галереям. Произведения Н. Горлова находятся в музеях и картинных галереях Москвы, Иркутска, Симферополя, Минска, Омска, Горловки (Донецкая область), в народных картинных галереях села Шушенское (Красноярский край), села Льялово (Московская область), города Данков (Липецкая область). Три работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи: «Крым. Под зонтиком» (1939), «Козы. Полдень» (1940), «Гремячево» (1950). 15 картин Н. Горлова в 1987 году были приобретены для санатория-профилактория ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз» с тем, чтобы впоследствии они были переданы в музей города Дзержинский. В коллекцию попали известные работы живописца «Колокольчики», «Горки Ленинские», «Московская консерватория», «В огороде».

Мастер пейзажа, удивительный портретист, человек необыкновенного творческого диапазона и работоспособности, Горлов оставил заметный след в истории современного изобразительного искусства. Его по праву можно поставить рядом с выдающимися русскими живописцами XX века: К. Коровиным, В. Серовым, Н. Рерихом, А. Герасимовым, И. Грабарем, Б. Иогансоном.

Впервые за пределами России 30 картин Н. Горлова были представлены в Лондоне в 1989 году на выставке русской живописи, организованной известным британским галеристом Роем Майлсом (Roy Miles Gallery), который назвал Николая Горлова «великим художником из Москвы». Эта выставка принесла живописцу мировую известность. Его картины стали покупать за границей, выпускать буклеты в Германии, Великобритании, Швеции. В 2008 году одна из наиболее известных работ Н. Горлова «Пушкин в Гурзуфе в семье Раевских» была представлена на грандиозной выставке русской живописи и прикладного искусства в Стокгольме.