Зефиров Константин Клавдианович

(1879-1960)

Река Ворона. 1920-е Зефиров Константин Клаудианович
Река Ворона. 1920-е

Детство К.К. Зефирова складывалось драматически. Он родился в семье священника, но в четырехлетнем возрасте, через год после смерти отца, был отдан на попечение родственников, а впоследствии – в Самарскую духовную семинарию. В старших классах К.К. Зефиров получил возможность посещать уроки художника К.Н. Воронова, выпускника Петербургской Академии художеств, который сумел привить юноше веру в себя.

В годы обучения в Харьковском ветеринарном институте К.К. Зефиров увлекся студенческим движением. Однако желание стать художником привело его в частную школу Е.Е. Шрейдера (1902–1905), где он учился вместе с Г.С. Верейским и К.И. Истоминым. В 1906 году, скрываясь от политических преследований, К.К. Зефиров был вынужден покинуть Россию. Он поселился в Мюнхене, где царила атмосфера всеобщего увлечения искусством.

Музыка Мендельсона. 1935
Музыка Мендельсона. 1935г.
Зефиров Константин Клаудианович
28. Икона и череп
1922г. Холст, масло
Размер: 35х40,8см

Вернувшись в 1909 году в Россию, К.К. Зефиров посещал студию К. Киша в Москве. В это время он нашел друга и единомышленника – художника А.В. Фонвизина, с которым познакомился еще в Мюнхене. В 1914–1915 годах они обосновались в г. Молога Ярославской губернии, чтобы углубиться в работу с натурой: "Мы осознавали, что… надо смотреть на поля, солнце, надо видеть живую действительность, созерцать великую жизнь природы, красоту окружающего" (К.К.Зефиров). Одновременно художники ориентировались и на работы старых мастеров.

В эти же годы своеобразным "русским барбизоном" стала для К.К. Зефирова деревня Карандеевка в Тамбовской губернии, куда он ежегодно возвращался на протяжении долгих лет.

Ключевым этапом в творчестве художника стало участие в деятельности общества "Маковец" (1922–1926) – объединении художников и поэтов, стремившихся к духовной наполненности искусства. Основой творчества они считали религиозный опыт. К.К. Зефирову с его серьезным, углубленным отношением к искусству был важен этот круг единомышленников. Члены общества разделяли и близкое К.К. Зефирову понимание домашнего очага как основы жизни и культуры. Одна из самых драматичных работ этого времени – натюрморт "Икона и череп" (1922. Х.,м. Частное собрание). В этот период духовных исканий К.К. Зефиров уделял большое внимание автопортрету. Сдержанный экспрессионизм, характерный для всего творчества К.К. Зефирова, особо проявлен в автопортрете и портрете, отражая внутреннее напряжение модели. Портреты работы К.К. Зефирова знакомят зрителя с его "ближним кругом" – семьей, друзьями, близкими ("Боря". 1918. Х.,м.; "Портрет Е.Н.Богомоловой". 1920-е. Х.,м. Обе – частное собрание; "Портрет жены с сыном". 1934. Х.,м. ГТГ). Сосредоточенность художника на "тихой жизни" человека и предметов нашла воплощение и в жанре интерьера ("Деревенский интерьер с половиком". Кон.1910-х – нач.1920-х. Х.,м. ГТГ; "Музыка Мендельсона". 1935. Х.,м. ГТГ).