Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович

(1872 - 1957)

Художник Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович
128. Зимний пейзаж с рекой
Первая половина XX века
Картон, масло
Размер: 47,5х34,5см

Художник.

Зимой 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии, в семье мелкого арендатора родился очередной мальчик. Отец семейства, служивший в днепровском пароходстве, с самых юных лет брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Впоследствии уже взрослый Витольд писал, что именно в этих путешествиях он открыл для себя красоту родной природы и испытал желание запечатлеть ее.

Мечты мальчика долгое время оставались мечтами — семья приняла решение отдать его Киевский кадетский корпус. Однако в 1885, отучившись там один курс, будущий пейзажист понял, что военная карьера его не прельщает и перешел в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И., где и провел последующие четыре года. Полностью раскрыть свой талант и освоить все тонкости мастерства под руководством киевских преподавателей юноше не удалось, и он отправился в Москву, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы обучаться у признанных мэтров живописи. Витольду повезло — он попал на курс к Прянишникову, Поленову и Коровину, которые привили ему любовь к пейзажной лирике.

Талант Бялыницкого-Бирули даже в юношеские годы был так заметен, что работать в свою мастерскую его приглашает сам Исаак Левитан, а полотно «Из окрестностей Пятигорска» приобретает для своей коллекции Павел Третьяков, который крайне редко обращал внимание на студенческие работы. Вплоть до 1897 года юный художник учится, совершенствует навыки, нарабатывает коллекцию картин и набросков, долгие часы проводит на этюдах, а после начинает выставлять свои картины на экспозициях Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников. Уже через пару лет работы художника принимают участие в передвижных выставках и международных конкурсах, а в 1901 Витольд удостаивается первой награды. Первую медаль (и сразу «золото») получает его пейзаж «Вечные снега» на Кавказской юбилейной выставке.

Признание и слава настигают Бялыницкого-Бирулю очень рано, в начале четвертого десятка. Мало кто из его коллег по цеху удостаивается такого количества призов и наград. В чем же его секрет? Полагаю, в простоте и близости его картин каждому, кто их видит. На пейзажах художника, как правило, запечатлены самые естественные, повседневные картины природы — цветущий луг, скованная льдом река, тропинка в осеннем парке.

В 1904 году живописец становится членом Товарищества передвижников, а в 1908 — академиком живописи. 1911 год оказывается для мастера знаковым — он пишет сразу два полотна, завоевавших международную известность. Его картина «Час тишины» удостаивается медалей на выставках в Барселоне и Мюнхене, а последовавшая за ней работа «Зимний сон» также признана в Европе и считается одной из лучших в творчестве Бялыницкого-Бирули.

К этому моменту на картины Витольда Каэтановича установился непрерывный спрос, и он не подтверждал собой сентенцию о том, что художник должен быть голодным. В 1912 году он приобрел земельный участок в Тверской губернии, неподалеку от озера Удомля. Именно в этих краях творил его кумир и учитель, оказавший огромное влияние на творчество Бялыницкого-Бирули — Исаак Левитан. Свою усадьбу (небольшой дом со студией) мастер назвал «Чайка», и на долгие годы она стала местом его работы и личной жизни. Кстати, о семейной жизни художника почти ничего неизвестно. Он был дважды женат (первый раз овдовел в 1921 году), но о супругах своих не распространялся ни в мемуарах, ни в письмах к друзьям. Сложно сказать, объясняется ли это скромностью художника или тем, что кроме живописи его ничего не интересовало.

Революция, столь пагубно сказавшаяся на многих представителях творческих профессий, художнику идет лишь на пользу. Его пейзажи приходятся по вкусу новой власти, и мастер получает правительственное «добро» на написание картин в различных регионах юного государства. Став членом Ассоциации художников революционной России в 1922 году, он долгие месяцы проводил в разъездах. Посещал первые совхозы, коммуны, строительство промышленных гигантов, трижды побывал в Заполярье и отовсюду привозил десятки картин и набросков. В 1936 году Бялыницкий-Бируля посещает Михайловское и Тригорское, Ясную Поляну, усадьбу Чайковского, Горки Ленинские (место, где жил и работал В.И. Ленин с зимы 1921 и до смерти), Гори (город в Грузии, где родился И.В. Сталин), а по возвращении получает звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР».

Всю Вторую Мировую Витольд Каэтанович продолжает работать. Разумеется, он не может избежать военной темы в творчестве и создает несколько идейных картин, например, «По следам фашистских варваров» или «Красная Армия в лесах Карелии», но большая часть работ этого периода по-прежнему относится к пейзажной лирике. В 1944 году он удостоился звания народного художника Белорусской ССР, а через три года и аналогичного в РСФСР. В этот же период Бялыницкий-Бируля наконец вернулся на родину и стал работать в окрестностях Минска. Здесь, на Белой даче он создал ряд этюдов, легших в основу цикла картин о Беларуси. Сам живописец говорит об этом периоде так: — «Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное». Написанная по итогам этой поездки в 1947 «Белоруссия. Вновь зацвела весна» стала одной из немногих работ автора, оказавшихся в Третьяковской галерее.

Последующие десять лет прошли в жизни художника без потрясений: он по-прежнему обитал в «Чайке», целыми днями пропадал на этюдах, частично контролировал деятельность организованной им художественной школы, принимал гостей. Вот только сил и здоровья остается все меньше, и в 18 июня 1957 года, в возрасте 85 лет Витольд Бялыницкий-Бируля умирает после длительной болезни. Со всего Советского Союза к его родным летят соболезнующие телеграммы, картины расходятся по музеям, именем живописца называют улицы, ему ставят памятники, а в Белыничах и Могилеве открывают именные музеи с его полотнами.